Контраст по цвету

Автор: | Дата: 19.12.2016

Мы уже говорили, что колористика выделяет цветовой контраст семи видов. Контраст по цвету – пожалуй, самый очевидный и простой из них, он представляет собой сочетание чистых цветов спектра.

Самым сильным считается контраст трёх основных цветов – красного, синего и жёлтого. Чем дальше от этих цветов отстоят их производные на цветовом круге, тем контраст между ними ниже. Например, фиолетовый, оранжевый и зелёный уже гораздо слабее контрастируют между собой, чем основные цвета.

Контраст по цвету часто используется в народном художественном творчестве – традиционном орнаменте, росписи, фольклорной вышивке и т.п. Его же мы находим в средневековых книжных миниатюрах и витражах, на картинах художников раннего Возрождения (Фра Анжелико, Ботичелли и др.). В XIX веке этим художественным средством широко пользовались художники-импрессионисты: Матисс, Кандинский, Пикассо, Леже, Мондриан, Гоген и др. Сейчас мы можем встретить его, например, в цветных иллюстрациях к детским книгам, в рекламе, государственной символике.

Чистые, яркие, насыщенные краски вызывают у людей естественную радость, создают впечатление стихийности, космичности. Правильно подобранное их сочетание создаёт ощущение праздника. С другой стороны, их диссонанс может вызывать чувство тревоги и дискомфорта, даже трагичности, особенно если в композиции есть асимметрия. Интересно, что воздействие контраста по цвету на зрителя может даже не зависеть от смысла изображения, это могут быть просто цветовые пятна, расположенные тем или иным образом.

В фотографии и живописи контраст по цвету используется для передачи сильных эмоций, но может и просто подчёркивать декоративность изображения. Интересный по выразительности результат можно получить, если «удельный вес» таких контрастирующих цветов будет различным, т.е. два цвета, взятых в небольшом количестве, будут подчёркивать третий – основной.

Распространённым приёмом при использовании контраста по цвету является добавление в композицию ахроматических цветов – белого, чёрного или серого. Белый цвет, соседствуя со спектральными, делает их зрительно темнее; чёрный – наоборот, «осветляет». Все цвета выглядят ярче на сером фоне. Для гармоничной композиции берут два хроматических (спектральных) цвета и один ахроматический.

Можно изменять яркость контрастирующих цветов (одновременно), что расширяет палитру художника.

Поскольку яркость и насыщенность спектральных цветов одинакова, контраст может потеряться при переводу изображения в монохромное. Если говорить о фотографии, то такие снимки мало пригодны для перевода в чёрно-белый вид и для тонирования, потому что их выразительность строится как раз на игре цвета.