Баланс белого

Автор: | Дата: 20.12.2016

Наверное, ничто не может испортить фотографию сильнее, чем неправильно выставленный при съёмке баланс белого (ББ). Ведь именно от него зависит, насколько правильные и естественные цвета получатся на вашей фотографии. Во многих случаях и автоматика справляется неплохо, но бывает так, что лучше всё-таки выставить значение ББ самостоятельно, переведя камеру в один из настраиваемых режимов – программный (Р), приоритета выдержки (Tv) или диафрагмы (Av), или в полностью ручной (М).

Например, при рассеянном освещении, в пасмурный день, лучше поставить баланс белого на «облачно» или «тень», что соответствует цветовой температуре 6000-7000 К. При съёмке в ясную погоду поставьте «солнечно» (5000-6500 К). Это позволит вам получить более яркие и насыщенные цвета, чем при усредняющем автоматическом балансе.

balans-belogo2

Если вы снимаете при смешанном освещении, вам скорее всего понадобится настраивать баланс белого по листу бумаги в режиме «ручной баланс», иначе результат будет трудно выправить даже в самых мощных графических редакторах. Для этого нужно при имеющемся освещении сфотографировать чистый белый лист так, чтобы он занимал всё пространство кадра, перевести камеру в режим «ручной баланс» и выбрать на дисплее только что сделанный кадр с листом. Тогда именно этот оттенок будет расцениваться как белый, и все прочие цвета программа вашей камеры «подгонит» под него.

Кстати, в таких случаях вам может помочь вспышка: её импульс настолько сильный, что «перебивает» все прочие источники и выравнивает цветовую температуру освещения. Если, конечно, вы не хотите получить какой-нибудь особенный художественный эффект. Тогда этот способ не годится – придётся художественно помучиться :) .

balans-belogo1

Для выправления баланса белого часто используют цветные фильтры – синие или оранжевые. Синие повышают цветовую температуру освещения, оранжевые – понижают. Они по-разному маркированы в зависимости от плотности окрашивания. Выбор маркировки фильтра зависит от того, насколько интенсивен тот или иной оттенок света. На глаз это не всегда просто определить, поэтому фотографы пользуются специальными приборами – цветомерами.

Особый случай, когда баланс белого лучше выставлять самому, не полагаясь на автоматику, – это съёмка рассветов или закатов. Автоматический баланс может так «поправить» вам фотографию, что с неё исчезнут как нежные утренние оттенки, так и красноватые вечерние. Ведь он просто ищет самую светлую точку в границах кадра и «назначает» её белой. И ему всё равно, что это на самом деле, например, облако, красиво подсвеченное золотистыми закатными лучами. Советую поставить баланс белого на «солнечно» – это поможет сохранить нужные краски и даже сделать их заметнее.